Понедельник, 29.04.2024, 02:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Валентины Ивановны Уткиной

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Иду на урок

«Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты,

 вращаются все другие формы учебных занятий»

 

Открытый урок по  русскому языку

 на районном секционном семинаре в МБОУ «Вурнарская СОШ №2»

9 класс

декабрь, 2015 год

(Учитель русского языка и литературы МБОУ «Кюстюмерская СОШ» Уткина В.И.)

 

Тема урока: Обобщение и повторение по теме «Сложносочинённое предложение».

Цели:

 Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов, заданий по типу экзаменационных

Планируемые результаты

Личностные результаты: формирование идеалов добра, оптимистического восприятия мира, интереса к родному краю, русскому языку

Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД

Учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, используя адекватные языковые средства.

Познавательные УУД

Вырабатывать умение наблюдать, делать выводы.

Регулятивные УУД

Учить школьников оценивать свою деятельность.

Формировать установку  на улучшение результата, обучать анализировать причины неудач.

Предметные результаты: отрабатывать умения: различать простые предложения с однородными членами и ССП,

определять основное значение ССП, расставлять знаки препинания в ССП

Ресурсы: портрет Ф.И.Тютчева, аудиозапись романса на стихи Ф.И.Тютчева «Я встретил Вас, и всё былое…»,  карточки с текстами (для каждого обучающегося). Учебник:  Русский язык. 9 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2012.

Тип урока: урок рефлексии

Межпредметные связи: литература, музыка, краеведение

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. -Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный день: у вас гости. А урок буду вести я, Валентина Ивановна.

 

  Урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко. (слайд 1)

 

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

 

-Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

 

-Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на  уроке.

 

  1.  Начинаем урок с игры-ассоциации «Курск»  (слайд 2)_

 

-Назовите  писателей, поэтов, которые упоминали о Курском крае.

-Правильный ответ (слайд 3)

Тургенев, Некрасов, Лесков, Толстой, Носов, Чехов, Асеев, Фет, Гайдар, Тютчев.

 

Ф.И.Тютчев (слайд 4)  не один раз посещал Курск. В письме к жене от 26 июля 1869 года он сообщил ( слайд 5):

 

Расположение Курска великолепно и смутно напоминает окрестности Флоренции.

Я унесу из него самое благоприятное впечатление.

 

-Из этих предложений составьте сложносочинённое и  дайте характеристику этого предложения.

 

 Расположение Курска напоминает окрестности Флоренции, и я  унесу из него самое благоприятное впечатление.

(Повеств.,  невоскл.,  сложное, сложносочинённое, отношения  между частями-соединительные:

  1. Двусост., распр., полное, неосложнено;
  2. Двусост., распр., полное, неосложнено)

 

 

 

 

 

  1. Игра «Мозговой штурм» или Что мы знаем о ССП? (слайд 6)

 

- Что такое сложное предложение?

 

- Какие виды сложных предложений вы знаете? (союзные,бессоюзные, союзные делятся на ССП и СПП).

 

- Что вы знаете о  ССП?

 

-Какие группы  сочинительных союзов  вы знаете? (Соединительные - и, да, ни…ни, тоже, также, как…так и, не только…но и; противительные – а, но, да, зато, однако, же; разделительные -  или, либо, то…то, не то…не то)

 

- Какие отношения между частями сложносочинённого предложения могут быть? (соединительные, противительные и разделительные)

 

-Что вы знаете о знаках препинания в ССП? Между частями ССП перед сочинительным союзом ставится разделяющий знак, чаще всего это запятая. Если части ССП значительно распространены или осложнены, то между ними иногда ставится точка с запятой.  Между частями ССП может и не быть запятых, если  части ССП имеют общий второстепенный член  или вводное слово, если части ССП являются  вопросительными предложениями.

Между частями ССП возможна постановка тире, если во второй части ССП содержится  неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению  к первой части.

 

 

 

 

  1. Мы будем  отрабатывать умения различать ССП и простые предложения с однородными членами, определять отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания, выполнять творческие задания.

 

-Попробуйте сформулировать тему урока:       Повторение и обобщение по теме: «Сложносочинённые предложения» (слайд 7)

аписываем тему урока в тетрадь

 

  1. -Послушайте отрывок русского романса… («Я встретил Вас, и всё былое…») (слайд 8)

 

  1. - Прочитайте строки из стихотворения Ф.И.Тютчева  (слайд 9)

 

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

 

 - Что они представляют собой с точки зрения синтаксиса? ССП

 

 - Почему в предложениях стоит тире?

( Между частями ССП возможна постановка тире, если во второй части ССП содержится  неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению  к первой части).

    - Назовите изобразительно-выразительные средства ( былое ожило -олицетворение, сердцу стало тепло- метафора;    в отжившем сердце , время золотое –эпитеты)

 

Метафора — (с греч. «метафора» – перенос) — скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой.

Сравнение – одно из средств выразительности языка, автор выражает свою точку зрения, создавать целые художественные картины. (как ночь, черны его глаза)

Эпитет - (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

 

 - Что означают строкиИ всё былое в отжившем сердце ожило?..Для этого мы воспользуемся  дополнительной  информацией, которая содержится в  тексте… .

 - Послушайте текст (читает ученица)

                                               История создания романса

  1. Звучат строки известного русского романса:
    Я встретил вас - и все былое
    В отжившем сердце ожило;
    Я вспомнил время золотое-
    И сердцу стало так тепло...
    2) Это музыкальное произведение написа(н,нн)о на основе стихотворения известного русского поэта Ф.И.Тютчева. 3) (В)течение многих лет он жил в Германии, где девятнадцати(летним) юношей встретил полюбил очаровательную девушку Амалию Лерхенфельд...
    4) ...Прошло много лет и судьба вновь свела их. 5) Поэту было 67 лет. 6) Тютчева поразило обаяние уже (не)молодой женщины. 7) Эта случайная встреча возродила былую любовь заставила поэта вспомнить счастливые дни молодости. 8) Под впечатлением этих чувств он и написал стихотворение, которое по праву считается шедевром мировой поэзии.
    9) Кто(же) написал музыку? 10) Долгое время имя композитора оставалось (не)известным и только во второй половине ХХ века эта загадка перестала быть тайной. 11) Это (не, ни)кто иной как Л.Д.Малашкин известный композитор ХIХ столетия.
    12) Годы проходят а романс  (не) стареет и вновь приводит слушателей в трепет от соприкосновения с чудесным миром искусств.

 

 

 Обаяние  Очарование, притягательная сила, покоряющее влияние.  От  «о + баять»  «говорить», буквально  «оговорить, околдовать словами»

 Впечатление    1) Образ, след,  оставляемые в сознании, в душе предметами и явлениями внешнего мира. 2) Влияние, воздействие на кого-либо. 3)Мнение о ком-  или  о чем-либо. От слова  печатать; буквально «впечатывание» от «печь, жечь», первоначально «выжженный знак»

Композитор    Лицо, создающее музыкальное произведение. От латинского «с, вместе»+ «класть». Сравните: компоновать

Искусство   Творческое воспроизведение действительности в художественных образах. От ис+кусати  «отведать», «испытать». Первоначально «проба, опыт, умение». Сравните: вкусно

 

-Определите тему (История создания романса)

 -Определите основную мысль. В каком предложении она выражена (искусство вечно, в последнем предложении)

-Тип речи – повествование

     -Стиль  - публицистический ( Публицистический стиль обращен к слушателям, читателям, об этом говорит уже происхождение слова (publicus, лат. – общественный).

Жанры публицистики:

- информационные (заметка, репортаж и др.),

- аналитические (рецензия, статья и др.),

- художественно-публицистические (эссе, очерк и др.)

Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительные средства

Очерк – это небольшого размера литературное произведение, описывающее правдивые происшествия, события  конкретного человека.

 

Художественный стиль речиэто язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.

Художественный стиль – это способ самовыражения писателей, поэтому, как правило, он используется в письменной речи. Устно же (например – в пьесах) зачитываются написанные заранее тексты. Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).

 

 

-Как связаны предложения в тексте? (Связь цепная, при помощи личных и указательных  местоимений - 1,2,3 предложения рассмотрите)

 

-Определите значение и происхождение выделенных слов: обаяние, впечатление, композитора, искусства  (этимологический словарь вам дан на листках).

                                                             

      -С какой целью мы узнаём этимологию слов (орфография)

 

  1.  Словарный  диктант  (у доски 2 человека пишут на закрытых досках)

 

Известного романса, музыкальное произведение,

Тютчева поразило,  обаяние женщины,

под впечатлением чувств, считается шедевром,

 мировой поэзии, русский композитор,

превосходное стихотворение, небезынтересный случай.

                    

 - Объясните написание «н» и «нн» в причастиях (предложение 2 )

 

   -Объясните написание не с прилагательными и глаголами  (6, 10, 12 предложения)

 

 - Из предложения12 выпишите словосочетание с видом связи согласование,  перестройте в управление (чудесным миром - мир чудес)

 

 -  Выпишите сложносочинённые предложения  в соответствии с правилами орфографии и пунктуации (4, 10, 12) – (работа в тетрадях, ученики зачитывают предложения ).

       - Определите смысловые отношения .(4,10 - явления, которые происходят последовательно; 12 – противительный союз а указывает на противопоставление одного явления на другое).

 

В предложениях с соединительными союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно или последовательно.

 

В предложениях с противительными союзами одно явление (событие) противопоставляется другому.

 

В предложениях с разделительными союзами указывается на чередование явлений (событий), на возможность одного явления из двух или нескольких.

 

 

 

 

 

-Что может соединять союз и?

 - Определить вид предложений:  это простое  предложение с однородными членами или ССП? -  у доски

 

      Она сидела на полу и груду писем разбирала. (простое)

Затих повсюду шум и гам, и воцарилося молчанье. (ССП)

     Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (простое)

В небе тают облака, и, лучистая на зное, в недрах катится река, словно зеркало стальное. (Ф.И.Тютчев). ( ССП)

 

 

 

                                      Тест   (распечатать)

1 ряд указывает номера сложносочиненных предложений

2 ряд —  на номера сложноподчиненных   предложений.

 

1.   Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.

2.   Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись для дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

3.   Я углубился в виноградную аллею, которая вела в грот

4.   Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов мороза,

5.   Не путайся зимы - весна придет.

6.   Ветер гонит облако с дождями, листья перевертывает скопом.

7.   На месте том, где в гору поднимается дорога, три сосны стоят.

8.   Олеся опустила веки и со слабой улыбкой покачала головой.

Ответы: 1 ряд - 2, 4; 2 ряд - 3, 7.

 

 

Рефлексия учебной деятельности

Подошло время подвести итоги

 - Чем занимались на уроке?

 Повторили тему «Сочинительные союзы».

 Отработали умения:

-различать простые предложения с однородными членами и ССП;

-определять основное значение ССП;

-расставлять знаки препинания в ССП.

Узнали кое-что новенькое о  знаменитом поэте, побывавшем в Курске.

 

                             Оценивание деятельности на уроке

-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Какую отметку вы поставили бы себе? Подумайте. Озвучьте, пожалуйста. С чем мы согласны, а с чем нет?

 

                                         

 

                                        Домашнее задание (слайд 10):

  1. Выписать из художественной литературы пять ССП, сделать синтаксический разбор.
  2. Написать сочинение на лингвистическую тему «Что я знаю о сложносочиненном предложении?» или написать  сжатое изложение по тексту «История создания романса».

 

 

 

 

Пришло время попрощаться. Вы мне очень понравились. Я надеюсь, что те знания,  которые вы получили на уроке,  вам пригодятся и в дальнейшем. Например, на экзаменах,  так как все задания, которые мы выполняли, есть  в экзаменационных вопросах. Давайте поаплодируем друг другу за урок.

Спасибо вам большое. Успехов .

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz