Не секрет, что российское общество в данный период переживает глубокий нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия. Современный человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения. Наша школа нуждается в ярком нравственном примере – примере ответственного отношения к своему делу, своей жизни, судьбам Родины. Модернизация школьного образования не может быть сведена к организации профильного обучения в старших классах, введению ЕГЭ, информатизации учебного процесса. Ее главный смысл состоит в реформировании отношений педагогов и учащихся, школы и родителей, учителей и школьной администрации. Основой этих отношений должны стать нормы права и нормы морали. Таким нравственным примером, мне кажется, может быть академик Лихачев. Это человек высокой нравственности и морали, большой ученый, которому никогда не была безразлична судьба своей страны. Он воплощал в себе все то, что пережила Россия в этом столетии. Лихачев, с его любовью к стране, сочетавшейся с терпимостью и здравым смыслом, олицетворял собой «русский национализм: в лучшем смысле этого слова. И хочется верить, что его пример и его идеи будут процветать в России 21 века. Мои методические разработки связаны с именем этого человека.
Цель данной разработки заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к личности Д.С.Лихачева, обсудить конкретную нравственную проблему, подвести учащихся к самооценке своей нравственности и, конечно, формировать чувства патриотизма на примере жизни этого великого ученого.
[1] Название станции «Струги – Белая» произошло от того, что около нее помещались две большие деревни – Струги и Белая. Потом стали называть станцию «Струги Белые», а в революцию переименовали в «Струги Красные».